Программа развития музея "Русский быт" 13.11.2015

Для расширения кругозора учащихся, их успешной социализации в 2002 году, по инициативе родителей, учителей и учеников в нашей школе было решено создать музей «Русский быт».

Программа развития школьного музея «Русский быт»

Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы

средней общеобразовательной школы «Школа надомного обучения»№388

2013-2018гг.

I. Введение

ГБОУ СОШНО № 388 основана в 1996 году как школа надомного обучения при поддержке правительства города Москвы. Успешно пройдя период становления, школа является общеобразовательным государственным учреждением, где одновременно решаются задачи специального реабилитационного характера, а также организуется обучение, воспитание, социальная адаптация и интеграция в общество детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которые по своему здоровью не могут систематически посещать занятия в массовой общеобразовательной школе.

Для расширения кругозора данной категории учащихся, их успешной социализации в 2002 году, по инициативе родителей, учителей и учеников в нашей школе было решено создать музей «Русский быт». По своему профилю музей ГБОУ СОШ «Школа надомного обучения» №388 имеет этнографическое направление.

Музей наглядно показывает, как люди жили раньше (XVIII - начало XX веков), какой была их культура, какое было отношение друг к другу.

Пространство школьного музея увеличивает спектр направлений образовательной деятельности ребенка. Именно в музее «мы выходим за пространство привычной школы и расширяем возможности выбора «веера социальных ситуаций».

В школе широко используется музейное пространство в образовательном процессе, что позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья «увидеть» предмет, или «опредметить» символ, явление, объект. Музей реализует практически все виды деятельности (общение, учение, игру), а также самовыражение личности в момент «активного посещения».

Замечательно, когда подрастающее поколение знает и уважает историю и культуру прошлого и, живя в ногу со временем, применяет эти знания в развитии своих творческих способностей.

Одной из задач музея является воспитание гражданина, патриота России. Актуальность воспитания гражданственности вызвана значимыми изменениями у современной молодёжи в отношениях к ценностям, как Отечество, патриотизм, верность традициям, долг, честь, достоинство, знание истории своего народа, края.

В этих условиях возрастает необходимость гражданского воспитания. Деятельности школьного музея в формировании и развитии гражданственности принадлежит важная роль.

Она предусматривает формирование исторического сознания, просвещение и воспитание музейной средой, и информирование музейными средствами. В экспозиции школьного музея «Русский быт» представлено множество предметов из крестьянского дома – зеркало, прялка, настенные часы, полотенца, валенки, деревянные ложки, берестяные кувшины, лапти, утюги и т.д. Есть у нас и старинный сундук, покрытый лоскутным одеялом и сарафаны, и вышивки, подаренные учениками нашей школы, и кружевные скатерти. Наряду с работами умельцев нашего времени есть и множество предметов, которыми пользовались наши бабушки и даже прабабушки, например альбом для фотографий начала прошлого века или коллекция открыток, выпущенных до революции. В коллекции музея - собрание сочинений В.А. Жуковского 1902 года издания. Есть и множество современных книг по истории Москвы, с древнейших времён и до наших дней.

Центральное место в экспозиции занимает русская печь, которая всегда играла важную роль в жизни крестьянской семьи.

Нельзя забывать, что каждый человек связан с прошлым непрерывной цепочкой своих предков, и мы верим в то, что благодаря работе нашего музея, эта связь не будет потеряна.

II. Цели и задачи школьного музея.

Целью создания музея «Русский быт» ГБОУ СОШНО № 388 была социализация обучающихся с ОВЗ.

При организации музея школы надомного обучения первостепенными ставились следующие задачи:

- реабилитация;

- адаптация;

- формирование у обучающихся гражданско-патриотических качеств;

- расширение кругозора;

- овладение обучающимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности;

Наш музей является «особым пространством для работы с детьми, отличающемся от традиционного музея», так как ориентирован на решение образовательных, коррекционных, реабилитационных, воспитательных задач, выполняемых педагогами и специалистами в интересах детей, семьи и школы. Музей раскрывает творческое начало в ребенке, предоставляя широкие возможности для развития дополнительного образования и социализации учащихся.

Противоречие между необходимостью формирования общей культуры личности и условиями организации учебного процесса можно разрешить средствами музейных технологий в пространстве музея, поскольку школьный музей позволяет расширить образовательный процесс, сделать его объемным и вариативным. Учебный процесс в рамках музея «Русский быт» становится наглядным, конкретным, в контексте исторических событий и социально-экономических условий.

Музей выступает также преобразователем и транслятором духовных и материальных ценностей, проецируя сохраненное в будущем, воспитывая новые поколения, реализуя единство прошлого, настоящего в истории человечества.

Школьный этнографический музей «Русский быт» является составляющей школьного организма, неотъемлемым звеном единого образовательного процесса. Он обеспечивает расширение кругозора и увеличение объема знаний в рамках русской национальной и мировой культуры.

Количество детей, обучающихся в нашей школе, с каждым годом увеличивается. Это связано с повышением востребованности в нашей школе как в учебном учреждении, имеющим опыт работы с больными детьми. И успешная работа школьного музея способствует выполнению социального заказа по работе с детьми с ОВЗ.

III. Основные направления деятельности школьного музея.

Основными направлениями деятельности школьного музея являются:

1. Поисково-исследовательское направление включает в себя сбор и изучение экспонатов, образцов, коллекций, документов и др. Привлечение родителей и жителей микрорайона к поисковой деятельности (2013-2018 гг.).

2. Просветительское направление предполагает ознакомление с информацией музея посредством систематических постоянных и временных экспозиций, тематических экскурсий, выставок, конкурсов, викторин, встреч с интересными людьми.

  • Разработка и проведение новых экскурсий , в том числе с учетом экспозиций представленных в рекреации (2013-2018 гг.).
  • Разработка педагогами-предметниками интегрированных уроков с использованием экспозиций музея, предметов музея(2013-2014 уч.г.).
  • Совместно с методическими объединениями учителей разработать экскурсии с учетом возрастных особенностей детей и их состоянием здоровья(2013-2015 уч.г.).

Обучающиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности.

3. В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с обучающимися. Главная задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательном процессе. Проводить уроки в музее для использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определённых тем учебной программы по истории, литературе и другим предметам(2013-2018 гг.).

4. Расширение экспозиций музея за счет рекреаций (2013-2015 гг.).

5.Приобретение демонстрационного оборудования(2013-2018 гг.).

Механизм реализации программы развития музея. Руководство работы музея.

Музей организует свою работу на основе самоуправления. К работе музея привлекается актив, в который входят ученики, родители и учителя. Актив:

• Направляет собирательную работу для пополнения и дальнейшего развития музея;

• Организует учёт и хранение существующих фондов, проводит экскурсии по экспозициям музея;

• Разрабатывает план музея.

Координацию деятельности актива осуществляет руководитель школьного музея.

Научно-консультативную помощь оказывает «Народный этнографический музей» г. Мышкин, Ярославская область.

Главную координацию деятельности по развитию и организации работы, осуществляет директор школы, его заместитель по УВР. Они обеспечивают контроль над тем, чтобы материалы школьного музея использовались в учебной, внеклассной, внешкольной работе, чтобы все документы, особенно подлинники, бережно хранились.

VI. Оценка эффективности реализации программы развития музея.

В результате осуществления программы развития музея ожидается:

  1. Создание дополнительных условий реабилитации и социализации детей с ОВЗ.
  2. Расширение диапазона мероприятий для школьников.
  3. Сохранение и пополнение фондов музея.
  4. Создание условий для развития творческих способностей у учащихся
  5. Написание учащимися исследовательских работ
  6. Укрепление деятельности музея с учебным процессом в школе и военно-патриотическим воспитанием.

Проблемы музея: музею необходим новый, более просторный кабинет для расширения экспозиций и размещения новых материалов, демонстрационное оборудование.