Профориентация детей с ОВЗ 11.04.2016

Личностная и профессиональная самореализация детей с ограниченными возможностями в общественной жизни

Личностная и профессиональная

самореализация детей с ограниченными

возможностями в общественной жизни

Человек только там удовлетворяет других,

где он удовлетворяет самого себя,

лишь там он чего-то добивается,

где он сам верит в свои силы.

Людвиг Фейербах

Выбор профессии считается ключевым этапом личностного и профессионального самоопределения и является не только личностной проблемой, но и представляет определенный общественный интерес.

Прогресс общества проявляется, прежде всего, в экономике. Этим обусловлена и цель профессиональной ориентации у подростков на трудовой образ жизни, выявление и развитие способностей и интересов, самооценку в соответствии с избираемой профессиональной деятельностью.

Рациональный выбор профессии – основа раннего включения личности в социально-профессиональную деятельность и высокого уровня профессиональной отдачи, творческой активности и профессионализма.

Проблема личностной и профессиональной самореализации является актуальной для всех выпускников школ, но для детей с ограниченными возможностями она наиболее значима, так как круг профессий для них сужается в связи с состоянием их здоровья.

Способности, склонности, интересы представляют собой психологическое «Я» личности. Но при выборе профессии важно учитывать и физиологические особенности, состояние здоровья человека. Известно, что разные виды профессиональной деятельности предъявляют совершенно различные требования к состоянию здоровья человека.

Существует ряд специальностей, которые предъявляют высокие требования даже к физически крепким людям. Здесь здоровье должно быть устойчивым, прочным, «качественным». В первую очередь, это профессии, связанные с работой в экстремальных условиях: космонавты, пилоты, шахтеры, военные. Для них проводится специальный отбор, учитывающий степень физического развития человека.

Каждый подросток, выбирающий себе профессию в соответствии с медицинским диагнозом, должен знать «группу риска», т.е. те профессии, где болезнь может обостриться и развиваться. Тем, например, у кого есть расстройство нервной системы, вряд ли подойдет напряженный конвейерный труд или профессии сферы обслуживания.

Последний этап школьной жизни отличается направленностью в будущее и связан с развитием такого личностного новообразования, как самоопределение. Тема здоровья и отношения к нему все более обусловлена выбором профессии и будущей жизни. Профессиональное самоопределение по-разному связано с ценностью здоровья, так как одни профессии предъявляют повышенные требования к здоровью, а другие вообще не учитывают этот компонент профессиональной готовности.

Самоопределение старшеклассников предполагает не только выбор профессии, но и поиск своего места в жизни, среди других людей. К этому времени многие учащиеся уже догадываются или знают, что от здоровья во многом зависят и успешность деятельности, и положение в коллективе, в обществе, и семейное счастье.

В современном обществе профессиональная ориентация представляет собой процесс динамического согласования «человека и профессии». Главное ее назначение – обеспечить правильный сознательный выбор профессии в соответствии с потребностями общества и интересами личности. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Но выбор профессии есть одновременно и акт самоограничения, отказ от многих других видов деятельности. Неправильный выбор профессии может расстроить не только жизненные планы, но и сделать человека несчастным.

Свобода выбора профессии является одним из важнейших гражданских прав человека в современном обществе. Но это не означает ничем не ограниченное исполнение любых интересов и намерений людей. Под свободой выбора профессии следует понимать осознанное профессиональное самоопределение, при котором установки личности в выборе профессии, с одной стороны, согласуются с общественными потребностями, а с другой – сообразуются с личными данными, т.е. с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и психологическими особенностями.

Сложность выбора профессии обуславливается действием многих разноплановых факторов, которые можно объединить в группы, а именно:

  • общественного воздействия на мотивы выбора профессии, т.е. факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций;
  • личностного характера: склонности, способности, интересы и психофизиологические качества людей, уровень их общеобразовательной и профессиональной подготовки;
  • связанные с потребностями экономики в кадрах, с характером требований профессий и трудовой деятельности к человеку.

Учет вышеуказанных факторов является необходимым условием хорошо организованной профориентации, которая, не ущемляя свободу профессионального самоопределения людей, повышает вероятность правильного выбора профессии.

На планирование и реализацию планов в отношении профессионального будущего существенно влияют факторы социально-психологического порядка. Они воздействуют через общественное мнение о престиже профессий, а также через сложившиеся установки, моду и традиции непосредственного социального окружения, формальных и неформальных групп, в которые включен выбирающий, через «ключевых» (наиболее авторитетных) лиц. Собственно психологический фактор, определяющий пригодность к тому или иному виду профессиональной деятельности, включает комплексы качеств, сформировавшихся под влиянием жизненного опыта, привычек, установок, черт характера, навыков, знаний.

В качестве психологического фактора, определяющего выбор и становление в профессиональном труде, действуют и субъективные оценки, в том числе познавательного и этического характера (существенно – несущественно, хорошо – плохо, важно – неважно), касающиеся содержательной стороны избираемой деятельности. Существенно влияют на будущее не только приобретенные свойства, но и характер ориентации выбирающего, личный профессиональный план человека, ближайшие и отдаленные цели, управляющие совершаемыми делами (например, планируемый личный вклад в развитие профессии, стремление к творчеству, желаемый социальный статус, круг общения, самосовершенствование и т.д.).

Психологический фактор особенно сложен для изучения и управления, так как его действие определяется длительным процессом развития, множеством самых разнообразных внешних и внутренних состояний личности, достигнутых уровнем ее общего развития, кругом общения, предшествующим опытом. Именно от этого фактора главным образом зависит, как будут разрешены противоречия между сложившимися свойствами личности и необходимостью ее приобщения к конкретному виду профессионального труда, возникнет ли такая проблема, как отсутствие решения о выборе профессии (неадекватный или нереалистичный выбор).

Факторы индивидуально-психологических различий базируются на природных данных, от которых зависит возможность выбора и успешность овладения рядом профессий, предъявляющих особые, повышенные требования к некоторым наследственно-обусловленным индивидуальным особенностям – силе, подвижности, лабильности нервных процессов и др. К этой группе факторов можно отнести и ряд физиологических, медицинских, антропологических показателей, существенных для некоторых профессий.

Необходимо отметить, что значимой в личностной и профессиональной самореализации лиц с ограниченными возможностями в общественной жизни является личностная направленность на гармоничное сочетание индивидуальных психологических, физиологических особенностей, а также личностных интересов и направленности. Выбор профессионального направления подростками – очень серьезный этап в его жизни. Важно, чтобы они это осознавали и ответственно подходили к возникшему перед ними выбору, так как профессия поможет им найти свое место в обществе и позволит самореализоваться как личности.

В нашей школе при работе по профориентации мы стараемся максимально приблизится к описываемым требованиям.

Предпрофильная подготовка учащихся представляет собой организацию педагогической, психологической и информационной поддержки.

Успешному решению задачи по подготовке учащихся к осознанному выбору сферы профессиональной деятельности, выстраиванию индивидуальной образовательной траектории способствует совершенствование системы профориентации с учетом введения предпрофильной подготовки.

В течение учебного года регулярно проводятся занятия по профориентации с психологами, беседы и консультации социального педагога.

Особое значение придается работе с семьями. Ведь не секрет, что наличие в семье ребенка инвалида ставит перед родителями сложные вопросы по его дальнейшему образованию и трудоустройству, с учетом возможностей здоровья. И здесь нужна кропотливая и систематическая работа.

Стратегической задачей и основными направлениями деятельности являются:

  • повышение эффективности профориентационной работы;
  • внедрение новых эффективных форм организации образовательного процесса и образовательных технологий;
  • развитие социального партнерства.